В Москве за Калужской заставой -- Не помню в котором году -- С тобой, молодой и кудрявой, Гулял я в Нескучном саду, Тогда я был парень не промах, И ты не была холодна. Душистые ветки черемух Над нами сплетала весна.
Старинный вальс играли В беседке над рекой... Ах, как мы танцевали
…Зима 1939-1940 годов выдалась на редкость суровой. Я приехал с группой исполнителей в Кронштадт, чтобы дать концерт для военных моряков-балтийцев. Путь до Дома флота недалек. Я шел быстро. Мороз достигал арктической силы.
В коридоре политуправления меня встретил молодой политработник (тогда не было офицерских званий). На рукаве форменного кителя нашиты в несколько рядов золотые галуны, а повыше — звездочка. Значит, звание высокое.
Политработник с золотисто-рыжей жиденькой бородкой, которую он все время пощипывал, пристально посмотрел на меня и тут же в коридоре предложил написать песню о моряках. У меня была с собой музыка для драматического театра, и я на всякий случай решил предложить ее неожиданному «заказчику».
Мы зашли в какую-то комнату, где стоял рояль, и я сыграл мелодию, сыграл неуклюже, разминая застывшие, непослушные пальцы. Выслушав мелодию, он попросил проиграть ее снова и тут же начал импровизировать текст. Это был Василий Иванович Лебедев-Кумач.
Фрагменты из двух выступлений Александра Фадеева, опубликованных в сборнике его речей. Фадеев, тогдашний руководитель Союза Советских писателей, пытается привлечь внимание критиков к произведениям В. Лебедева-Кумача -- на тот момент "фигуры умолчания" для критиков, по мнению Фадеева.
Фрагмент из воспоминаний поэта Сергея Васильева об А. А. Фадееве.
Автор рассказывает о своей молодости, о знакомстве с А. А. Фадеевым и о своем первом авторском концерте, на котором он показывал свои пародии на известных поэтов, в том числе и на Лебедева-Кумача.
Фрагмент из книги воспоминаний Ильи Кремлёва. Автор познакомился с В. И. Лебедевым-Кумачом в начале 1920-х годов, работал с ним вместе в журнале "Крокодил", был дружен с поэтом. Илья Кремлёв излагает свою версию прихода Василия Лебедева-Кумача в жанр массовой песни.
Вторая часть статьи Виктора Турецкого "Об авторстве песни "Священная война". В этой части автор рассматривает песню "Священная война" через призму советского мировоззрения и пропаганды.